Первого сентября 2005 года на территории Чешской республики проводили эксперимент, аналогов которому на тот момент не было. Авиамотор обрабатывали РВС-составом. После этого двигатель нарабатывал определенное количество часов, его снимали и производили соответствующие замеры.
Итак, исследовался четырехтактный авиадвигатель с двумя цилиндрами: объём – 1,3 л, мощность – 84 лошадки, охлаждение – воздушное. Другие данные: общая смазочная система, редуктор воздушного винта.
До проведения эксперимента двигатель налетал 97 ч. Из-за особенностей смазочной системы масло быстро загрязнялось и перегревалось. Это и стало причиной проведения эксперимента.
Чтобы детально изучить, как действует РВС-состав, на двигатель установили цилиндры с солидным износом. Поэтому мотор тяжело запускался, а также дымил на холодную.
Для обработки использовали одну упаковку RVS-Master Ga6. Авиамотор работал на земле 50 минут. После этого начался штатный режим эксплуатации двигателя – он был установлен на мотодельтаплан. Последующие замеры делались спустя 22 ч, с частичной разборкой и демонтажем одного из распредвалов.
Как повлиял на авиадвигатель РВС-состав?
- Через 30 мин после обработки зафиксировано пропадание металлического звука, который появлялся в районе головки двигателя.
- Запуск двигателя стал лёгким и беспроблемным, пропал черный дым. Напомним, ранее приходилось подкачивать бензин, а также проворачивать воздушный винт.
- По истечении 16 ч металлический звук, издаваемый редуктором, полностью исчез.
- Десятипроцентное падение рабочей температуры масла зафиксировано спустя 22 ч полетов.
На снимке вы можете видеть, как выглядят детали авиамотора. Если быть точным, это три распредвала: справа – абсолютно новый, по центру – с определенным износом, слева – восстановленный с помощью РВС-состава.
На выше представленной фотографии изображена поверхность распредвала после обработки. Границу между металлической поверхностью и новообразованным слоем можно визуально различить, но на ощупь она неощутима. Хорошо видно, как дефекты поверхности заглажены с помощью слоя металлокерамики.
Оценка эффективности РВС-состава с применением лазерного микроскопа
Чтобы оценить изменения поверхности, использовали 3D-микроскоп лазерного типа. Изготовитель – фирма «Олимпус». Модель – OLS3000 с пределом увеличения, достигающим 14400 X.
График 1
На графике 1 изображена поверхность изношенной детали со следующими параметрами шероховатости: Rz=8.2758 µʍ
Ra=0.6018 µʍ
График 2
На графике 2 вы можете увидеть поверхность этой же детали, но уже после обработки. Шероховатость: Rz=0.5502µʍ
Ra=0.0555 µʍ